Дома категории бизнес-класса меняют формат и локации
В Петербурге ощущается острый дефицит участков в престижных районах под строительство премиальной недвижимости. Есть много сложностей с назначением земли, согласованием разрешений и приятием генплана.
В связи с этим появляется тренд на размытие границ между классами, на экспансию девелоперов статусных объектов за пределы привычных локаций и на мультиформатные проекты с недвижимостью разного класса.
Цены
Стоимость жилья бизнес-класса за последние 1.5 года менялась вместе с рынком — сначала росли вверх, сейчас понизились обратно примерно до тех же позиций, но с маленьким приростом в случае готовности дома. В целом сегмент стабилизировался чуть лучше остальных.
Сейчас средняя цена «квадрата» в бизнес–классе в Петербурге находится на уровне 330.8 тыс. рублей за 1 кв.м.
Локация
Жильё бизнес-класса не так сильно привязано, как элитное. В основном новостройки возводят в центральных или полупериферийных частях города, но также может появляться и в престижных зонах спальных районов (например, близостью к акваториям или зелёным массивам). Местоположение объекта играет не самую важную роль, основное внимание уделяется квартирографии ЖК (средней площади, соотношению их типов, количеству квартир на площадке).
В последние годы рынок жилья бизнес–класса активно пополняется за счёт строительства жилых комплексов на бывших территориях серого пояса Петербурга: локации Чёрной речки или Выборгской стороны.
Лидеры спроса среди объектов бизнес–класса: Сосновка — Удельный парк, Чёрная речка — Лесная, Свердловская — Малоохтинская набережные. В 2021–2023 годах совокупно здесь реализовано 42–45% всех квартир данного класса.
В структуре продаж традиционно треть всех сделок класса бизнес проходит в историческом центре. Но за последние 3 года выросла доля проектов в спальных районах: в 2021 году на них приходилось 10% сделок, в 2022–м — 13%, а в I квартале 2023–го — уже 15%.
Быстрый рынок
Требования покупателей в последнее время значительно расширились: теперь вместе с квартирой они желают приобрести определённый образ жизни, предлагаемый жилым комплексом. При выборе ЖК помимо традиционных запросов на уникальную архитектуру, современное техническое оснащение дома, квартирографию с преобладанием крупногабаритных лотов особое внимание будущие жильцы уделяют наполнению проекта, в частности внутренней инфраструктуре, благоустройству придомовой территории.
В целом требования к бизнес–классу укладываются в общую парадигму спроса: меньший общий метраж (в данном случае 45–70 кв.м.) за счёт лучшей функциональности: большие кухни, дизайнерское благоустройство, небольшая этажность. Так как проектов бизнес–класса значительно меньше, чем комфорт–класса, новые тренды укладываются в реальные решения гораздо быстрее.
В сегменте бизнеса проекты намного меньше по объёму, поэтому каждые 2–3 года проходит заметный цикл эволюции — актуализация требований покупателей к планировкам, архитектуре, благоустройству, системам умного дома и прочему. Девелоперы вносят эти улучшения в новые проекты, и тем самым рынок бизнес–класса развивается интенсивнее.
Внутренняя инфраструктура исключительно для резидентов жилого комплекса, долгое время была прерогативой элитных ЖК, всё чаще включается девелоперами и в проекты жилья бизнес–класса. То же касается благоустройства придомовой территории.
Не менее высокие требования стали предъявляться к отделочным материалам фасадов и начинке квартир, есть спрос на установку окон с алюминиевым или деревянным профилем.
Проекты благоустройства также начали носить нетиповой характер и включают в себя нетрадиционные решения. Например, разработка концепции детских площадок и выбор оборудования могут осуществляться совместно с разными специалистами, в их оформлении есть запрос на использование экоматериалов, нетиповых малых архитектурных форм и арт–объектов.
Изменились требования к обеспеченности машино–местами жилых комплексов. Также сформировался запрос на использование более дорогой инженерии в проектах, например конвекторов в качестве приборов отопления. Кроме того, выросли требования к безопасности. Функции умного дома и умной квартиры становятся базовыми для жилья бизнес–класса.