Малоэтажные дома: европейский опыт и научный подход
В Петербурге вырос спрос на малоэтажные и среднеэтажные жилые комплексы. Этот формат не сразу завоевал популярность и долго развивался, но еще никогда не был востребован так, как сегодня.
Девелоперам действительно понадобилось немало времени, чтобы набраться опыта, изучить ошибки конкурентов и найти золотую середину, удовлетворяющую потребность современных покупателей. Лучшим вариантом оказались проекты, близкие по инфраструктурному наполнению и архитектуре к европейским образцам.
Достаточно изучить пригороды ближайших зарубежных городов, чтобы понять, куда движется строительная отрасль. Например, на окраинах Хельсинки активно растут комплексы высотой от трёх до семи этажей. Такое жильё часто выбирают молодые финны, которые больше не хотят жить в отдельном доме: им накладно содержать индивидуальную постройку и заботиться об участке. Аналогичную картину можно увидеть и в других европейских городах: Таллине, Риге, Стокгольме.
У малоэтажного жилья есть несколько важных преимуществ, благодаря которым оно стало популярным у европейцев. Во-первых, строить невысокие дома проще и дешевле для девелоперов, при этом качество строительства за счёт индивидуальных решений и тщательного выбора материалов превосходит дома-высотки. Во-вторых, малоэтажные проекты находятся в гармонии с экологией и не нарушают природный ландшафт. В третьих, жить в доме с небольшим количеством квартир психологически намного комфортнее: меньше соседей, шума, легче припарковать автомобиль и т.д.
Благодаря малоэтажным проектам формируется новый образ жизни. Его суть — в европейском подходе, для которого характерна более размеренная жизнь в спокойной обстановке и высокая социальная интеграция. В такой атмосфере больше времени уделяется своим родным и близким. За счёт этого укрепляются семейные ценности.
Авторские исследования позволяют утверждать, что в строительной отрасли России наступил исторический момент. Концепции массовых застроек уходят в прошлое, а философия малоэтажного жилья набирает обороты.
Среди преимуществ малоэтажного жилья учёные выделяют и социальный нюанс. К примеру, наиболее крепкие соседские отношения характерны для жителей городской среды именно с малоэтажной застройкой, заселявшейся одновременно и имеющей однородный социальный состав.
На фоне перегруженности рынка многоэтажными ЖК и усталости людей от подобного жилья петербургские девелоперы начали выводить на рынок всё больше проектов, построенных в малоэтажном формате.
В течение последних лет малоэтажные проекты менялись, подстраиваясь под запросы покупателей. Например, квартирография таких объектов стала другой. Сегодня она отличается оригинальными и нестандартными планировками, которые были бы неуместны в высотных домах. Среди них — квартиры с открытыми террасами и мансардами.
Покупателей малоэтажек привлекает, что девелоперы в своих проектах используют нестандартные и эксклюзивные детали, которые не всегда можно встретить в обычном масс-маркете. Речь идёт о квартирах с мансардными окнами, панорамными видами на воду или на лес, большими кухнями-гостиными и террасами.
Рост популярности малоэтажного жилья в нынешнем году подстегнул и фактор пандемии. Люди, которые стали проводить больше времени дома, по-настоящему оценили подобные проекты: за уютные дворы, камерность, низкую плотность населения и безопасность.
Покупатели также поменяли отношение к загородной жизни в целом. Раньше квартиры в Ленобласти в основном приобретали те, кому не хватало средств на жильё в Петербурге. Сейчас появилась категория покупателей, которые намеренно выбирают, к примеру, Сертолово: ради тишины, свежего воздуха, близости к лесу. Кроме того, больше людей стали работать на удалёнке: теперь им не так важна доступность центра и метро, зато принципиален комфорт. Все эти перемены в запросах покупателей — не временное явление, а новая реальность.
В конце концов, психология современных жителей города требует от застройщиков новых подходов. Это заметил ещё известный британский психолог и невролог Пол Кидуэлл в своей книге «Психология города. Как быть счастливым в мегаполисе». «Мы любим созерцать природу. И нам больше по душе улицы на земле, а не в небе», — резюмирует Кидуэлл философию комфортной жизни в большом городе.