Статьи и новости

С голливудским лоском: в Петербурге формируется новый стиль элитных домов

Если бы Джей Гэтсби — главный герой фильма «Великий Гэтсби», которого сыграл Леонардо Ди Каприо, — планировал купить недвижимость в Петербурге, он наверняка бы искал себе что-нибудь в стиле ар-деко. Это направление тяготеет к образам роскошных нью-йоркских небоскрёбов и именно в культовом романе Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, по которому снята кинокартина, эпоха расцвета ар-деко описана идеально. Однако в Северной столице проектов, сравнимых с лучшими примерами американской архитектуры, крайне мало.

Сама история появления ар-деко без преувеличения достойна голливудской экранизации. Главными героями и действующими лицами этого фильма могли бы стать архитекторы. Они в депрессивное послевоенное время 20-х годов прошлого века, когда в обществе созрел запрос на перемены, начали переносить на свои чертежи мысли и желания уставшего от разрухи поколения. Прообразы новой реальности впервые демонстрировались на различных выставках и салонах. Одно из важнейших таких событий состоялось в Париже в 1925 году.

Как отмечает в своих лекциях Ксения Малич, кандидат искусствоведения, историк архитектуры и старший преподаватель НИУ ВШЭ в Петербурге, особую популярность ар-деко приобрёл в США во времена высотной гонки. Этот стиль стал олицетворением бурного научно-технического прогресса и стремления американцев совершить невозможное: построить самый высокий небоскрёб в неповторимых чертах, выделиться на фоне остального мира и показать превосходство Нового света.

Главной площадкой для демонстрации величия архитектуры нового времени стал Манхэттен. Именно здесь благодаря формированию Нью-Йорка как делового центра мира активно поддерживался тренд на респектабельность и наслаждение жизнью. Но ар-деко не всегда был синонимом роскоши. Его основная задача — сделать жизнь максимально современной, удобной и комфортной. По словам Ксении Малич, ар-деко на пике популярности задал очень высокие стандарты комфорта, которые радикально с тех пор почти не поменялись, а лишь усовершенствовались за счёт внедрения технических новинок.

В Петербурге ар-деко развивался по своему, во многом уникальному пути. Зачатки появления элементов этого стиля в Северной столице можно увидеть ещё в дореволюционной архитектуре, когда строгим чертам модерна начали придавать не только функциональное, но и смысловое разнообразие.

Позже советские архитекторы преобразовали накопленный опыт и, несмотря на идеологические ограничения, смогли предложить собственный подход к данному стилю. Так, член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры и профессор СПбГАСУ Юрий Курбатов относил несколько петербургских зданий к эволюционной ветке ар-деко. Речь идёт, например, о доме на Петровской набережной и ансамбле Ивановской улицы на Щемиловке. Монументальные фасады, строгие вертикальные линии, декоративный, но уместный орнамент действительно имеют общие черты с ар-деко.

К более поздним работам, близким к ар-деко, можно причислить головной офис банка «Санкт-Петербург» — бизнес-центр «Санкт-Петербург Плаза» на Малоохтинском проспекте, выполненный по индивидуальному проекту архитектурного бюро «Евгений Герасимов и партнёры» и NPS Tchoban Voss GbR Architekten BDA. Особенно заметно это по интерьерам комплекса, наполненным культурными отсылками к великим цивилизациям, что весьма характерно для ар-деко.

Среди архитектурных новинок последнего времени в стиле ар-деко выделяется жилой дом «Институтский, 16» от LEGENDA Intelligent Development, который также создавался в мастерской Евгения Герасимова. Это едва ли единственный представитель ар-деко в жилой недвижимости Петербурга, подобных примеров найти почти невозможно.

«Основным источником вдохновения для архитекторов стала Пятая авеню в Нью-Йорке, в той её части, которая выходит на Центральный парк. Это узнаваемый стиль американского ар-деко: строгие линии и натуральные цвета фасада, обилие стекла, растительные и анималистические орнаменты. Здание симметричное: оно имеет два крыла, между которыми расположен входной вестибюль жилой части и поэтажные лифтовые холлы, решённые в той же стилистике. Вход в жилую часть акцентирован двумя пилонами, на которые опирается стеклянный навес, защищающий всю входную зону от дождя. Северный фасад здания декорирован тонкой сеткой золотистых профилей поверх чёрного стекла и расположенными в шахматном порядке золотистыми узорами в простенках. Остальные фасады имеют строгую структуру, где простенки с облицовкой под травертин чередуются с проемами окон. Под каждым из окон расположены золотые декоративные вставки-медальоны также на чёрном фоне. Окна объединены в пояса по 2 этажа высотой, что визуально усиливает вертикальную направленность всего здания«, — рассказывают о своём проекте в мастерской архитектора Евгения Герасимова

Эксперты подчёркивают, что стиль ар-деко спустя столетие после своего рождения заново обретает популярность. Как и в прошлом веке, это связывают с очередным витком технического прогресса и развитием инноваций.

;