Маржа из воздуха: выручка застройщиков Петербурга выросла вопреки спаду продаж
В прошлом году девелоперы продали на 14,5% меньше петербургских квартир, чем в 2020–м. но заработали при этом на 13,8% больше — 437 млрд рублей.
Такие данные приведены в исследовании одного из порталов. Больше всех в Петербурге, как и прежде, заработала Setl Group — 106,68 млрд рублей. Более половины этой суммы обеспечили два проекта — «Солнечный город» (29,07 млрд рублей) и «Чистое небо» (30,98 млрд). Весомый вклад внесли и другие «тысячники» — жилой комплекс «Зелёный квартал» на юге города (12,21 млрд) и ЖК «Панорама парк Сосновка» в Выборгском районе (8,5 млрд).
На втором месте «Группа ЛСР», которая заработала в Петербурге почти 50 млрд рублей. Главный генератор выручки — жилой массив «Цивилизация». За год здесь было продано 1,5 тыс. лотов на 13,54 млрд рублей. Ещё 11,17 млрд в копилку группе принёс ЖК «Цветной город». В премиальном ЖК Neva Haus на Петровском острове, по данным, было продано 88 квартир на 4,08 млрд рублей.
Группа «ЦДС» и компания «Главстрой СПб» продали жилья почти на 20 млрд рублей каждая. У «Главстроя» всего два проекта, которые генерируют выручку: ЖК «Северная долина» (11,71 млрд рублей) и ЖК «Юнтолово» (8,28 млрд рублей).
У ЦДС жилых комплексов больше. При этом самый удачный проект группы — ЖК «ЦДС Чёрная речка» заработал в 2021 году 8,02 млрд рублей (643 квартиры). В ЖК «Приневский» за год заключено 996 договоров долевого участия на 4,76 млрд рублей.
Продолжает терять позиции группа «Эталон». За прошлый год компания в Северной столице заработала 17,9 млрд рублей. Как и в позапрошлом году, в топ по продажам вошла группа «Аквилон» (17 млрд рублей). Этому во многом способствовал выход на рынок ЖК «Аквилон Zalive», который принёс застройщику 4,25 млрд рублей.
«РосСтройИнвест» за год увеличил выручку в 2,5 раза — до 15,73 млрд рублей. В первой десятке закрепились и выходцы из столицы — группа «Самолёт» (10,1 млрд рублей) и ГК «ПИК» (9,75 млрд). Замыкает топ–10 группа RBI. Больше половины из 9,38 млрд рублей её годовой выручки связано с реализацией жилья в ЖК Ultra City. Первая десятка девелоперов «замкнула» на себя 63% суммарного заработка отрасли.
Помимо участников топ–10 ещё 12 игроков на петербургском рынке закончили год более чем с 5–миллиардной выручкой, отмечается в исследовании. Этот эшелон делится на две равные по численности группы: компании, выручившие по 8–9 млрд рублей (КВС, «Полис групп», «ЛенСтройТрест», «Лидер групп», Legenda Intelligent Development, «Евроинвест Девелопмент»), и компании, набравшие по 6–7 млрд («Арсенал Недвижимость», «Охта Групп», ПСК, ЮИТ, «Л1», «Строительный трест»).
«Вместе 22 крупных и сверхкрупных застройщика аккумулировали пять шестых всей финансовой массы на городском рынке», — говорится в исследовании.
В целом девелоперы остались довольны итогами года. Президент группы Эталон отметил, что большая часть продаж в 2021 году (около 30%) состоялась в IV квартале, а средняя стоимость жилой недвижимости в портфеле группы к концу года выросла на 36%, до 261 тыс. рублей за 1 кв.м. «В 2022 году компания собирается запустить в продажу в 3 раза больше площадей, чем в 2021–м», — рассказал он.
Генеральный директор «Группы ЛСР» заявил, что доволен результатами, достигнутыми в минувшем году, выделив среди прочего качественное пополнение земельного банка и значительное увеличение доли продаж застройщика в бизнес– и элитном сегменте жилой недвижимости.
Как говорит исполнительный директор группы «Аквилон», прошлый год, несмотря на ужесточение условий льготной ипотеки, был успешен как для рынка в целом, так и для каждого девелопера в отдельности.
«Выручка у нашей группы выросла на 25%. С переходом на эскроу–счета дольщики получили дополнительную гарантию надёжности в случае проблем у застройщика. Кроме того, сам процесс покупки упростился и ускорился. Но есть и минусы — растущая себестоимость проектов, реализуемых с привлечением проектного финансирования», — подчёркивает он.
По мнению директора департамента недвижимости группы «ЦДС», наступивший год будет годом усилившейся конкуренции — выиграют те компании, которые смогут предложить покупателям качественный и удобный продукт.
«Конкуренция будет стимулировать развитие как самих проектов, так и благоустройства новых кварталов. Особенно это касается новых территорий застройки, удалённых от города или ближайшей станции метро. В таком случае комплексное благоустройство и развитие досуговой составляющей (помимо необходимой социнфраструктуры) выступает своего рода компенсацией расположения», — уверен коммерческий директор ГК «ПСК».